Наше месторасположение постоянно отслеживается, в основном через мобильные телефоны, датчики и камеры. Это просто реальность жизни. Но каковы последствия? В The Fortune попытались дать ответ на этот вопрос.
То, что мы не видим, это “большие данные” махинаций, которые могут использовать наше местоположение для составления определенного мнения о нас. И мы говорим не только о том, что “Человек X заходит в магазин и покупает продукт Y” – классический пример использования данных локаций для бизнеса. Сейчас мы затрагиваем вопрос более личный.
Аризонский университет стал примером этого явления. Чтобы выяснить, могут ли первокурсники уйти после первого года обучения, исследователи следили за их передвижениями, использовав идентификационные карты CatCard.
Студенты используют карты для торговых автоматов и доступа к кампусу. Вот как Аризонский университет описал исследование в пресс-релизе:
“Если ученик А несколько раз использует свою CatCard в том же месте и в то же время, что и студент B, это предполагает социальное взаимодействие между ними … [Исследователи] дополнительно использовали данные CatCard, чтобы следить за распорядком дня студентов и активностью в течение недели …”.
“Вместе с демографической информацией анализ социальных взаимодействий и распорядка дня студентов смог точно предсказать от 85 до 90% первокурсников, которые не вернутся на второй год в Аризонский университет”.
И вот ключевая цитата профессора Аризонского университета Судха Рамы, который возглавлял исследование: “[Карта] действительно не предназначена для отслеживания их социальных взаимодействий, но вы можете это делать, потому что располагаете данными”.
Теперь нет никаких сомнений в том, что исследователи нацелились на решение настоящей проблемы – слишком много людей бросают университет после первого года обучения.
Рам также подчеркнул, что собранные им данные CatCard были “анонимизированы”, чтобы защитить неприкосновенность частной жизни студентов. Тем не менее, идентификационные имена и номера все еще существуют, поскольку прогнозы могут быть обнародованы среди учащихся.
Но даже если некоторые меры защиты все же действуют, исследователи видоизменили персональные данные для выяснения поведения студентов.
Это не совсем антиутопический “социальный кредит” в Китае – исследователи руководствуются разными принципами: постоянно следить за людьми и сопоставлять различные данные, чтобы предсказать их действия будущем и повлиять на решения студентов.
Исследование Аризонского университета также указывает на разрыв между наблюдением, большими данными и конфиденциальностью в США и Европе. Это касается американских компаний, стремящихся использовать такие методы по всей Атлантике.
Европейский союз через пару месяцев составит новый режим конфиденциальности в виде Общих правил защиты данных. Сравнение исследований Аризонского университета с Общими правилами защиты данных само по себе является педагогичной задачей.
В соответствии с новым законодательством ЕС, незаконный сбор данных является таковым в случае получении информации для одной цели, а использования – для другой. Общие правила защиты данных также позволяют блокировать организации или компании от профилирования с использованием больших данных. Правила очень строгие в вопросе методов анонимности: если действительно невозможно повторно идентифицировать человека, то анонимизация выводит данные из объема Общих правил защиты данных. Однако это трудно гарантировать.
У таких методов анализа большие перспективы, но они также сталкиваются с правами конфиденциальности, которые гораздо более закреплены за европейским законодательством, нежели за американским.
Эксперимент Аризонского университета демонстрирует, как данные о местоположении могут рассказать многое о человеке, и решения, вытекающие из этого знания, будут иметь реальные последствия для будущего. Кроме того, ЕС стал экспертом по внедрению своих норм конфиденциальности в другие страны.
Американские компании, создающие собственные фьючерсы на технологии больших данных, больше обращают внимание на проблемы, с которыми они столкнутся при развертывании этих технологий на международном уровне.