ФГИ против госбанков: почему Укртелеком еще не под госконтролем

fgiФонд государственного имущества, еще в декабре получив на руки решение второй судебной инстанции о возврате Укртелекома, никак не может приступить к распоряжению корпоративными правами. Причина – акции крупнейшего оператора фиксированной связи и интернет-доступа находятся под арестом. Дело в том, что государственный Укрэксимбанк добился их ареста еще летом прошлого года, так как компания и ее собственники просрочили выплату по облигациям в размере 2,8 млрд грн.

Запретить все и всем

ФГИ решил оспорить решение об аресте и в феврале обратился в суд с иском к Укрэксимбанку, Укртелекому и его владельцам. В качестве обеспечительных мер ведомство потребовало запретить директору Укртелекома, его набсовету и собранию акционеров отчуждать имущество компании, заключать любые сделки по недвижимости.

Получить официальный комментарий в ФГИ вчера не удалось. Но, как говорится в обосновании к иску, доказано, что акционер Укртелекома – компания ЕСУ (принадлежит СКМ Рината Ахметова) – является финансово неустойчивой, а также может совершить действия, направленные на обесценивание пакета акций, который суд вернул государству.

В обеспечительных мерах по иску суд отказал ФГИ, так как посчитал доводы ведомства о нарушении своих имущественных прав неубедительными – не хватило фактажа.

Директор по корпоративным коммуникациям Укртелекома Михаил Шуранов заявил, что опасения ФГИ беспочвенны. По его словам, полученная прибыль за последние годы реинвестировалась в компанию. “Мы осуществляем нормальную операционную деятельность. Регулярно и подробно отчитываемся перед обществом (годовая пресс-конференция, например)”, – уточнил он.

Что распродается?

Нужно сказать, что за последние два года (2016-2017), исходя из отчета компании, Укртелеком действительно продал часть активов на общую сумму в 845 млн грн. Львиная доля приходится на продажу медного кабеля, который оператор больше не использует (заменил старые линии на оптоволокно).

Что касается недвижимости, то в этом сегменте продажи Укртелекома идут не особо активно. В 2017 году было продано объектов всего на 1 млн грн (столько сейчас стоит дешевая квартира в Киеве на вторичном рынке). В 2016 году продажи недвижимости у компании шли значительно активнее – 88 млн грн выручки. Очевидно, спад продаж связан с тем, что в 2017 году начались суды по возврату компании в госсобственность. Покупатели недвижимости решили не рисковать. Существенно большие деньги компания получает от сдачи в аренду коммерческой и технологической недвижимости – 287 млн грн за последние два года.

Заработок от продажи активов в 2016-2017 годах не превысил объем средств, реинвестированных в Укртелеком. За два года капитальные инвестиции в компанию составили 1,9 млрд грн.

Государственная конкуренция

Как говорит Шуранов, уже совсем скоро – 13 марта – состоится слушание в суде третьей инстанции в деле по возврату оператора в госсобственность. Но далеко не факт, что в случае победы ФГИ акции сразу же перейдут в госсобственность. Вряд ли арест Укрэксимбанка будет снят к тому времени. “Фонд должен не иск подавать к Укрэксимбанку, а заявиться в деле банка против Укртелекома и просить снять арест”, – отмечает управляющий партнер ЮК Jurimex Юрий Крайняк.

Дело в том, что госбанки, которые выкупали облигации Укртелекома, оказались в конкурирующем состоянии с ФГИ. Если акции вернутся государству, то с нынешнего собственника оператора – ЕСУ – нечего будет взять. Ощадбанк оказался примерно в такой же ситуации, что и Укрэксимбанк. Как уже писала LIGA.net, последствия, с которыми может столкнуться Ощадбанк, – это минус 1 млрд грн в отчетности. ФГИ также придется добиваться снятия ареста и в рамках судебных разбирательств с этим банком. Есть еще третий арест на акции Укртелекома – в рамках дела по иску Генпрокуратуры. И.о. главы фонда Виталий Трубаров в январе уже публично просил ведомство отозвать санкции.


Похожие новости: