«Они могут собрать стадионы!» Подростки зарабатывают миллионы, играя в компьютерные игры. Теперь это спорт
Об этом информируют Новости ИТ со ссылкой на lenta.ru.
Для обывателя киберспорт — неизведанная территория. Ему невдомек, что состязания по командным компьютерным играм собирают целые стадионы преданных фанатов. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на турнире MegaFon Winter Clash и рассказывает о том, кто смотрит эти состязания, а также как игроки зарабатывают миллионы долларов на своем увлечении.
Зимняя схватка
Торгово-выставочный комплекс «Крокус» огромен. Когда-то до него приходилось добираться на наземном транспорте, а теперь в его двери можно сразу зайти, выйдя на метро «Мякинино». Проходишь по пустынным коридорам, мимо закрытых закусочных, мимо пустующих выставочных площадей и наконец-то попадаешь в холл, полный людей. Впрочем, большинство посетителей сейчас находятся в огромном темном зале, за зеленой аркой с надписью «МегаФон».
Зайдя за нее, сначала не понимаешь, что происходит: несколько десятков людей сидят на пуфиках перед огромным экраном, на котором носятся туда-сюда персонажи фэнтезийной компьютерной игры. Внезапно из-за него доносится громкий шум толпы, и если зайти туда, то оказывается, что первый экран и пуфики — это лишь прелюдия. Дисплей, который стоит тут, еще больше, но удивляет не это, а то, что трибуны внушительной вместимости заполнены до отказа. На футболках многих зрителей изображены логотипы команд, за которые они болеют, все напряженно следят за ходом матча. Каждый успех их любимцев сопровождается возгласом, буквально взрывающим барабанные перепонки.
Здесь две команды — Team Secret из Европы и PSG.LDG из Китая — состязаются за выход в финал киберспортивного турнира MegaFon Winter Clash. С трибун игроков команд не видно — они сидят на возвышении, и лица их скрывают мониторы компьютеров. На экране со страшной скоростью носятся разноцветные модели персонажей и крипов. Вот, трон противника разрушен — и зал неистовствует. Матч закончен. Европейцы проиграли, китайцы торжествуют.
Они играли в Dota 2, самую популярную игру своего жанра в СНГ — точнее, правильнее в этом контексте ее называть не игрой, а киберспортивной дисциплиной, ведь киберспорт был внесен во всероссийский реестр видов спорта в 2016 году. Оригинальная Dota была картой для Warcraft III, и, поскольку эта серия очень популярна в странах бывшего СССР, получила широкое распространение на постсоветском пространстве.
Вторая часть уже имеет мало отношения к Warcraft — ее разрабатывала компания Valve. Она же теперь и вносит каждый год в призовой фонд The International 1,6 миллиона долларов. Месяца за четыре до турнира Valve вводит в игру так называемые компендиумы («боевой пропуск»), и люди, которые играют в Dota 2, покупают их для себя, а какой-то процент от этих продаж идет в призовой фонд турнира. Таким образом, призовой фонд в 1,6 миллиона долларов к старту финальной стадии превращается в десятки миллионов.
Запуск The International дал большой толчок развитию не только Dota 2, но и всего киберспорта. Впервые он прошел в 2011 году — тогда было разыграно 1,6 миллиона долларов. Команда, занявшая первое место, получила миллион долларов, и после этого The International стали проходить ежегодно, призовые росли. В 2018 году этот турнир прошел в августе, а его призовой фонд составил 25,5 миллиона долларов. Да, многие из тех людей, которые сидели за компьютерами на сцене, являются сейчас долларовыми миллионерами.
Для «МегаФон» турнир — это первое подобное событие. Начиная с этого года, компания реализует длительную киберспортивную стратегическую программу, при этом решили сразу не мелочиться и не проводить любительские турниры, а заходить по-крупному. Пригласили пять топовых мировых команд, в том числе одну из России — Virtus.pro. Шестой участник определился по итогам квалификационных игр. Призовой фонд, конечно, пока уступает The International — 300 тысяч долларов. Но в целом это крупная сумма для подобных мероприятий, да и, как говорится, лиха беда начало.
Пришел, увидел…
После окончания матча пестрая толпа болельщиков заполняет зал. Две девушки стоят и смотрят на косплееров, изображающих персонажей игры. Одна из них, Светлана, начала играть в Dota 2 «из-за мальчика»: «Он мне понравился, были общие интересы — и я начала играть. И так и продолжила, уже без мальчика».
Похоже, игра действительно захватила ее больше, чем отношения с молодым человеком — она играет уже около четырех лет. Зачем же люди ходят на турниры? «Некоторые посещают ради этих ощущений: увидеть команду… — объясняет девушка. — Они не считают их просто людьми — это для них кумиры, они восхищаются ими. Встретиться с командой тоже приятно — автограф, фотографию взять. Некоторые приходят ради атмосферы — увидеть это все вживую».
Алексей и Юрий пришли на турнир в первый раз. Алексей открыл для себя Dota еще тогда, когда она была картой для Warcraft III. Правда сейчас он уже не играет, а лишь следит за матчами. Этот процесс он сравнивает с футбольными состязаниями: «Если взять футбол, то там 22 миллионера бегают по полю и пинают мяч. Здесь почти то же самое, только еще не все миллионеры». «На самом деле, тут буря эмоций — [смотреть] здесь и дома — совершенно разная атмосфера, большой экран, толпа заводится…» — добавляет Юрий.
Так же как в футболе, тут есть определенные комбинации, которые осуществляют игроки, свои тактики и финты: пять человек, работающих совместно, показывающих свои способности. Захватывает их скорость реакции, мышления, быстрая перестройка стратегии по ходу игры. По словам Юрия и Алексея, развлечение — это не единственная цель тех, кто посещает турнир, ведь менее опытные игроки, следящие за тем, как играют звезды, могут подцепить от них какие-то новые приемы и пересмотреть свой стиль игры.
Только вперед
В большом спорте есть хорошая традиция, когда команду, выигравшую какой-то большой турнир, встречают болельщики в аэропорту. Недавно российская команда Virtus.pro выиграла крупный турнир в Куала-Лумпуре. Когда они прилетели в пять утра в аэропорт «Шереметьево», их встречали 150 человек болельщиков. Такого в киберспорте раньше никогда не было.
Кто же эти люди? Вот, например, одному из самых известных игроков Virtus.pro Роману «RAMZES666» Кушнареву всего 19 лет. Он родился в Новокузнецке, и компьютера в детстве у него не было, поэтому свое свободное время он проводил в компьютерном клубе. Там познакомился с Dota, и со временем понял, что для него это не просто игра — не говоря уже о том, что играл он существенно лучше других. Вскоре его взяли в его первую команду, где он уже начал получать за свое увлечение деньги. «С этого момента я начал расти в профессиональном плане и оказался там, где нахожусь сейчас», — рассказывает Кушнарев.
На вопрос о том, считает ли он игру в Dota 2 реальной работой, Роман улыбается: «Считает ли Александр Овечкин хоккей своей реальной работой? Тот факт, что он один из лучших в своем деле и получает удовольствие от своей деятельности, не отменяет его тяжелого и кропотливого труда. Поэтому, конечно, я считаю киберспорт своей работой». На тех, кто не понимает всего этого, считая, мол, что тут такого, какая же это работа — мышкой клацать да за компом сидеть, он просто не реагирует. «Если люди считают, что любой может “поклацать мышкой” и заработать миллион долларов, то вперед, я буду только рад притоку новых людей в индустрию», — иронизирует он.
Своей основной целью он видит победу на The International — конечно, это же мечта каждого профессионального игрока в Dota 2 — и даже заявляет, что все остальное для него сейчас вторично. Ну а дальше? «В нашем виде спорта игрок может закончить карьеру уже в 26-27 лет, — продолжает Кушнарев. — Как правило, дальше игрок остается в киберспорте. Идет тренером, аналитиком, комментатором». О пенсии пока не думает — «мне рано», смеется он.
Virtus.pro — это не только Dota 2, но и другие командные компьютерные игры. Прежде всего, это спортивная организация, как, скажем, сообщество «Спартак», предоставляющее игрокам условия для того, чтобы они играли и выигрывали. Например, в Counter Strike за Virtus.pro играет человек с ником «pashaBiceps» — в миру его зовут Ярослав, он поляк, и он один из самых популярных киберспортсменов в мире по количеству подписчиков в соцсетях. Снимается в рекламе и является лицом нескольких брендов.
Заряд эмоций
Как и всякое нормальное спортивное событие, турниры по Dota 2 освещают комментаторы. Один из них — Владимир Maelstorm Кузьминов. Как и для RAMZES666, для него это единственная в его жизни «настоящая» работа — комментировать киберспортивные матчи он начал еще когда учился в университете. Конечно, тогда его заработки были минимальными, но потом, с развитием индустрии, все пришло к тому, что это стало его основной работой.
«Мне всегда были интересны компьютерные игры и то, как обычная игра выходит на такой соревновательный уровень, — признается он. — Здесь все по-другому, есть вещи, о которых ты даже не думал, что это так работает в игре — а это так работает! Кто-то играет, и ему хочется играть лучше. Он смотрит, следит. Постепенно начинает увлекаться. Интерес аудитории растет, поэтому сейчас и коммерческие бренды из различных отраслей активно вливаются в киберспорт. И матчи смотрят совершенно разные люди».
Сам Кузьминов тоже играет в Dota 2, но, по его словам, трезво оценивает свои силы — с профессиональными игроками ему тягаться бесполезно. А вот смотреть и комментировать матчи — определенно то, чем он любит и хочет заниматься. Он и его коллеги смотрели, как ведут себя другие комментаторы, что-то перенимали у них, что-то — из большого спорта, что-то — друг у друга… «То, что происходит там, — кивает Кузьминов на экран. — Сложно сделать понятным обывателю, комментируя игру, но многим «новичкам» комментирование как раз помогает приобщиться к киберспорту. При этом людям, которые смотрят, в принципе и объяснять ничего не нужно, они все и так понимают. Им нужен эмоциональный заряд, ты должен украсить игру. А как это сделать — это тяжелый вопрос. У каждого свои методы».
Любимая работа
Генеральный менеджер Epic Esports Events Максим Маслов, организатор турниров EPICENTER, а также и этого, MegaFon Winter Clash, — пышущий энтузиазмом человек средних лет. Видно, что здесь, в полумраке огромного зала, каждую минуту содрогающегося от воплей болельщиков, он чувствует себя в своей тарелке.
Как объясняет он сам, в России турниры по Dota проходят уже давно. Постепенно начал подтягиваться бизнес, в этом деле завертелись неплохие деньги, и дело стало спориться. «Я думаю, что расцвет пришелся на 2013-2015 годы, когда турниры начали появляться в большом количестве — студийные, клубные, небольшие… — рассказывает Маслов. — Все это привело к тому, что в итоге появились настоящие большие стадионные турниры в 2016 году. И с тех пор мы — полноценная точка на карте мира, куда приезжают лучшие команды».
MegaFon Winter Clash он называет «камерным и уютным» — просто потому, что зал в принципе не вместил бы такого количества народу, который приходит на EPICENTER, проходящие в Ледовом дворце ЦСКА-Арены. Масштаб этих событий действительно потрясает — на трибунах собираются тысячи фанатов киберспорта.
«У нас есть настоящая армия фанатов российских команд. Virtus.pro может собирать стадионы, их очень много!» — хвастается Маслов. Но как это произошло? «На каждое твое решение в игре может найтись контррешение, и противник тебя может переиграть, — объясняет Маслов. — По уровню сложности это, наверное, даже сложнее, чем шахматы. Поэтому это бесконечная история, когда люди смотрят, как играют лучшие, болеют за них… Механика очень схожа с обычным спортом».
Конечно, он не скрывает, что, как и в большом спорте, здесь, прежде всего, крутятся немаленькие деньги. Организаторы турниров делают нечто интересное, а внимание зрителей предлагают рекламодателям — ведь билеты являются далеко не главной статьей дохода.
Она интересует не только Epic Esports Events. Привлечение рекламодателей — одна из причин того, что такая крупная компания как «МегаФон» стала активно интересоваться киберспортом. «Спонсоров в киберспорте пока не так много, но при этом, по данным недавнего исследования Nielsen, киберспортивная аудитория очень восприимчива к тем брендам, которые инвестируют в развитие индустрии, — говорит Александр Жеребцов, руководитель по спонсорству и партнерству компании «МегаФон». — Мы хотим занять эту нишу и завоевать лояльность фанатов киберспорта».
Впрочем, бизнес — бизнесом, но что движет организаторами лично? «Главная мотивация для меня — это счастье людей, которые приходят на турниры, — уверенно заявляет Маслов. — И, конечно, это наше дело, которое мы делаем, работа, на которую мы ходим, но счастье людей — прежде всего». «Это любимая работа?» — задает вопрос корреспондент «Ленты.ру». Лицо Маслова на секунду расплывается в широкой улыбке. «Да. О, да!» — эмоционально отвечает он.